top of page

Что лечить? Простой способ выявления действительных психологических проблем.


В общих чертах процесс когнитивной психотерапии строится на выявлении и изменении негативных автоматических мыслей и дезадаптивных убеждений. Но часто бывает так, что овладев техникой распознания и оспаривания своих когниций, клиент так и не добивается успеха. Более того, может наблюдаться ухудшение состояния, снижение качества жизни. В этих ситуациях человек склонен терять мотивацию к продолжению терапии, а уровень доверия к специалисту снижается.

Причины неэффективности могут быть различны. Чаще всего причина в поспешности перехода между стадиями терапевтического процесса. Наиболее важен в этом случае хорошо сформированный навык оценки когниций и реакций (эмоций, поведения и физиологических ответов). К сожалению, обнаружив негативную автоматическую мысль или убеждение, мы склонны преувеличивать или преуменьшать их дисфункциональность. В этих ситуациях мы ведем себя как дети. Представим, что вы научились чему-то совершенно новому для вас. Желание достигнуть на этом поприще успеха вынудит вас использовать новый навык во всех возможных ситуациях: где это уместно и неуместно, не обращая внимания на ньюансы.


Прежде чем оспаривать негативные когниции следует оценить их реальную значимость в жизни человека, взвесить все за и против. А что если обнаруженная мысль – негативный, но единственный доступный в реальной жизни способ совладания со сложными ситуациями? Тогда мы выбьем единственную надежную опору из-под ног. Или, напротив, эта мысль не так важна в реальной жизни человека и ему стоит заняться другим, а вместо этого он неосознанно выбирает стратегию избегания осознания и решения настоящих проблем. Тогда мы поощряем саботаж терапии.

Есть причины и иного рода. Некоторые люди испытывают реальные затруднения в оценке своих мыслей и реакций. В этом случае лучше обратить внимание не на оценивание когниций через вопросы «насколько я доверяю этой мысли?», «насколько эта мысль соответствует действительности?», а на дифференциацию и оценку интенсивности реакций. Хорошим подспорьем в этом случае будет разработка дифференцированной шкалы оценки эмоций. Делается это так. Перед клиентом ставится задача вспомнить 10 ситуаций, в которых он испытывал сходные эмоции. Затем эти эмоции необходимо распределить по степени интенсивности и построить шкалу от самого незначитального эпизода к самому травмирующему. При этом важно уточнить, нет ли других, более значимых ситуаций, чем самая тяжелая. Каждому пункту в такой шкале присваивается значение от 0 до 100 процентов. Шаг шкалы равен 10 процентам. В следующий раз, когда встанет задача оценить значимость автоматической мысли или убеждения, можно взглянуть на шкалу и прикинуть, где вызванное этой когницией переживание или субъективная значимость ситуации могла бы занять свое место.

Часто клиенты преуменьшают или преувеличивают интенсивность своих переживаний. Этот простой прием позволит обучиться объективно определять значимость мыслей или убеждений.

Итак, весьма часто безуспешная терапия при использовании когнитивного подхода имеет своей причиной неумение определить действительно важную и стоящую проблему, оценив реакции. Если дистресс, причиненный негативными эмоциями, поведением или физиологическими реакциями по самоотчету клиента меньше 50 процентов, то едва ли стоит браться за эту когницию, ищите другие, «заостряйте» уже найденные, ждите или формируйте в эксперименте ситуации, повышающие дис

тресс.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
М. МИЛОСЛАВСКОГО

LOGO1.png
bottom of page