top of page

Буллинг. Формы, причины и риски.


«Травля» в учебном или трудовом коллективе, когда преследователи ставят своей целью снижение престижа жертвы или полную изоляцию вплоть до исключения из группы, к сожалению, частое явление в современном обществе. Так принято. Конкуренция и лидерство – эталоны социального поведения и в российской культуре. Рамки допустимого насилия, в том числе и психологического, непрестанно расширяются, создаются все новые формы унижения, эксплуатации, манипуляции…


жертва буллинга

В современной психологической науке для подобного поведения есть сразу несколько терминов: буллинг, моббинг, шейминг и т.д.

В основе всех этих явлений лежит дискриминация жертвы по какому-либо признаку. В этом посте я решил уделить внимание буллингу. Буллинг - агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения участника коллектива, подрыве его репутации и т.п. Буллинг может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной точки зрения и навязывание окружающим своей точки зрения, отсутствие делегирования и сосредоточение полномочий только в своих руках, постоянная критика и указания на некомпетентность навешивание ярлыков, шутки и пристыжения, изоляция и игнорирование.

Опасность буллинга – в склонности жертв к самоповреждающему, агрессивному и суицидальному поведению. У подростков, ставших жертвами буллинга в три раза чаще чем у остальных сверстников наблюдается возникновение тревожно-депрессивной симптоматики, головных болей, социальной и психической дезадаптации. Причем количество завершенных суицидов среди жертв-подростков стабильно высокое.

Традиционно различают два вида буллинга: прямой и косвенный.

  1. В случае прямой травли преследователи дерутся, обзываются, дразнят, принуждают, отбирают личные вещи или деньги, портят личные вещи или результаты труда.

  2. В случае косвенной травли речь идет о распускании слухов и сплетен, сочинении анекдотов, байкотировании, манипуляции дружбой.

Особую роль в агрессивном поведении такого рода играют эротизированные оскорбления, получившие названия бодишейминга, слатшейминга, харассмента. В этих случаях преследователи либо прямо домогаются к жертве, либо распускают слухи и сплетни о ее сексуальной жизни, дают эротизированную интерпретацию ее поведению, позволяют себе сексуально окрашенные жесты, прозвища, двусмысленные комментарии и угрозы. Эротический подтекст буллинга несет известную опасность для жертвы: такие люди чаще становятся реальными жертвами сексуального насилия в силу сложившегося предубеждения относительно их доступности и имеют значительно меньшие шансы на восстановление своей репутации.

Основные сложности в психологическом сопровождении жертв буллинга – тотально искаженная самооценка, виктимность (склонность реализовывать поведение жертвы), депрессивная симптоматика (часто имеет место ларвированная депрессия), психоэмоциональное истощение, скрываемые эпизоды физического, в том числе сексуального, насилия. Кроме того, ничтожно мал процент жертв буллинга, обратившихся на ранних этапах травли. По этой причине часто требуется консультация психиатра с назначением фармпрепаратов для снятия тревожности или восстановления сна.

В случае своевременного обращения за помощью к психологу шансы на скорое прекращение травли весьма велики. В своей практике я применяю в таких случаях поведенческий тренинг (например, ассертивного поведения), ролевые игры, когнитивные методы выявления и оспаривания иррациональных убеждений личности. В работе с подростками возникает потребность в консультировании всей семьи, т.к. поведение жертвы часто является модельным (в семье есть значимый взрослый – модель, демонстрирующая стандарты «выгодного» поведения жертвы), либо выученным (воспитывающий намеренно поощряет жертвенное поведение подростка и воспрещает проявление творческой инициативы в решении межличностных проблем), либо имеет место неадекватная обратная связь (например, отсутствие эмоционального принятия со стороны родителей).

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
М. МИЛОСЛАВСКОГО

LOGO1.png
bottom of page